Отчет об экспедиции "Тайны Мангазеи - 2019"
Сколько можно ждать?
29.05.2019
Рано просыпается только Толстый. Помня, как вчера выговаривал Нефедову и Каурдакову, сидит тихо. Кроме того, начинает понимать, что Злой становится злым, когда вынужден просыпаться раньше 9 утра. «Пусть все ещё спят», – думает Калинин.
В 10.00 будит всех звонок Гнутикова: «Вы что спите? С ума сошли? Река чистая!»
Бежим на берег.
Мелкий и средний лёд только метров на 20 от берега. Его ещё несёт откуда-то и куда-то. Всё остальное – чистая вода, отражающая яркое солнце и безоблачное небо.
Встречаем Николая Ивановича – местного жителя, который бывал на Перевальном озере. Он нам бессвязно, путаясь волоками, соскакивая в мыслях от Покалькы до Момчика и Русской, что-то рассказывает. В общем, отнимает время. Нам бы торопиться, скидываться на воду и уходить, потому что есть вероятность, что лёд сорвало с островов и Таз открылся до Худосея, а выше, возможно, есть еще лёд, который может закрыть лазейку. А мы стоим, слушаем старика и не можем из деликатности бросить его.
Улучив момент, всё же сбегаем. Несёмся к Гнутикову. Он стоит у калитки, высматривает нас. Сразу начинает ругать, что долго спим и медленно ходим. Он прав, конечно.
Быстро собираемся, вывозим на берег лодки, моторы, вещи. Ставим двигатели, загружаемся. П. Нефёдов звонит в МЧС – его обязанность, как руководителя экспедиции, сообщить о выходе на маршрут.

фото Д. Хусаинова
К 16.00 всё готово. Но нет Беспокойного. Ждём его. Нервничаем.
Через 15 минут Гнутиков привозит его. Беспокойный обнаружил, что минералка у нас в стекле, и, чтобы бутылки не разбилась, переливал её в пластик.
– Но ты же сказал – не будешь!
– Ну и что? Какая разница. Переживаю, чтобы не разбилась.
Пока собирались, льда на реке стало больше. Уже не 20, а метров 60 от берега забито мелкими и средними льдинами.
Но фото на память, видео для протокола и – в путь.
Распихивая баграми лёд, выбираемся на чистую воду.
Сложнее всего Пофигисту. У него самая большая и тяжелая лодка, а в экипаже он один. Его зажало льдами. Кричим ему: «Работай энергичнее багром, челюскинец». Постепенно он высвобождается.

ПАВЕЛ НЕФЕДОВ
фото Д. Хусаинова

фото Д. Хусаинова
Заводимся.
Договариваемся, что первыми идут Данил и Марсель, вторым Паша, замыкают два Дениса. Две рации распределяем первому и замыкающему экипажам.
Машем Гнутикову и другим зрителям – они кидают вверх чепчики.

фото Д. Хусаинова
Стартуем!
Начинается дождь.
Мокнем, натягиваем дождевики.
Хусаинов и Чаушев не могут выйти на глиссер.
Пытаемся дать им волну, чтобы они с неё соскочили. Из-за нехватки опыта не только не получается, но и чуть не сталкиваемся. Беспокойный кричит: «Ты им винтом сейчас лодку чуть не порвал!!!»
Перегружаем от них одну канистру на 15 литров к Калинину с Каурдаковым. Этого оказывается достаточно.

фото Д. Хусаинова
Идём совсем немного. С полчаса. Перед нами два острова. Дождь прекращается, но опускается туман. Пытаемся пройти между берегом и правым островом. Протока забита льдом, и не видно конца его. Идём между островами – тоже лёд, просвет метрах в ста впереди. В последнем, третьем, проходе – огромная черная льдина, но справа у острова за ней чистая вода всего в 30 метрах.
Встаем рядом на берегу, время 18.30. Стреляем в воздух.
Грустим. Назад, конечно, не пойдем, но как бы не пришлось вставать здесь лагерем и опять ждать ледохода.
Слышим звук мотора. Подходят два рыбака-охотника, перекидываются с нами словами, смотрят на лёд и уходят обратно в Красноселькуп.

УЖИН - НЕДОЕДЕННЫЙ ОБЕД
фото Д. Хусаинова

фото Д. Хусаинова
Калинин выходит на связь со штабом – это его обязанность. Ещё не по спутнику. Сотовая связь работает. Докладывает ситуацию Дмитрию Ждану – руководителю штаба.
В это время где-то громко скрепит лёд.

фото Д. Хусаинова

фото Д. Хусаинова

фото Д. Хусаинова
В 21:15 начинается подвижка.
Через несколько минут видим выплывающие из тумана огромные льдины, их несёт на наши лодки. Вытаскиваем лодки, насколько можем, на берег, но кормами они свисают в воду. Героически работаем баграми, отпихивая «многотонные» льдины.
Глупость и отважное преодоление её последствий.
Можно было спокойно, заранее вытащить лодки на берег, но мы то ли не догадались, то ли поленились, а теперь рискуем, что лёд порвёт ПВХ. Но мужественно справляемся с трудностями. Через час лёд проходит, отталкиваемый нами, испаряется туман.

фото Д. Хусаинова

фото Д. Хусаинова
Уставшие, но счастливые от преодоления трудностей, отправляемся в дальнейший путь.