Карбас — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у жителей Севера и Сибири с XV и до середины XX века

 

Читать дальше

 

Поиск по тегам

© 2016 Экспедиция "Тайны мангазеи". Сайт создан на Wix.com

Please reload

Экспедиция

Экспедиция «Тайна Мангазеи» – это историко-географическая реконструкция, в ходе которой несколько энтузиастов планируют совершить  переход на малом коче или карбасе по мангазейскому волоку путём первых русских землепроходцев, открывших Енисей и Восточную Сибирь.

 

Основная цель экспедиции  подтвердить гипотезу о существовании Енисейского хода и возможности его преодоления на малом речном мангазейском коче.

 

Кроме этого, целями экспедиции являются:

 

  1. Изучение труднодоступных и малоисследованных территорий  России (удаленные регионы Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края), экологический мониторинг территории Верхне-Тазовского заповедника.

  2. Археологическое обследование территории волока, на котором (в соответствии с историческими источниками) находились деревянные строения: «баня с буфетом и игорный дом».

  3. Исследование и нанесение на карту древних речных путей первопроходцев Арктики – древних поморов и средневековых экспедиций русских землепроходцев – купцов и «государевых людей».

  4. Изучение и организация новых туристических маршрутов.

  5. Моделирование плаваний старинных судов по отдельным участкам традиционных морских и речных путей из европейской части России в Азию так называемым «Большим Мангазейским ходом».

  6. Сохранение и распространение исторического наследия русской северной цивилизации, культуры северных коренных народов, гуманистических и экологических ценностей на основе исторических аналогов, принципов мира, справедливости и общности народов, проживающих в арктических регионах Земли. 

 

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (разведка). Из поселка Тазовский дойти до водораздельного озера на моторных лодках, чтобы исследовать возможность осуществления основной экспедиции.

 

ЭТАП I. Из Нового Уренгоя планируется доставить в п. Тазовский реплику малого мангазейского коча. На коче планируется совершить переход по реке Таз до первого русского заполярного города в Западной Сибири – Мангазеи.

ЭТАП II. От Мангазеи по притокам Худосе и Покалькы достичь древнего мангазейского волока.

ЭТАП III. Волок до водораздельного Верхне-Перевального озера.

 ЭТАП IV. Выходи из Верхне-Перевального озера по рекам Покотыльке, Верхней Баихе и Турухану в Енисей к конечной точке экспедиции – Туруханску.

 

Маршрут

Место нахождения мангазейского волока, как предполагается, определено со стопроцентной точностью.

 

Впрочем, существует мнение, что Енисейский ход существовал в другом месте.

 

Из неопубликованных записей неизвестного исследователя Ямала, опирающихся на интервью с местными рыбаками:

 

«Старики сказывают, что есть еще один путь с ямальской стороны на Енисей, речной путь. Надо спуститься ниже по Тазу от Мангазеи и по реке Русская идти на восток»…

 

То есть второй, альтернативный нашему путь, как считают некоторые исследователи и путешественики - это река Русская (Луца-яха), она находится ниже по течению реки Таз от Мангазеи, то есть к северу от Мангазеи. Теоретически (судя по картам) там действительно есть возможность перехода по системе мелких рек и довольно крупных озер (одно из них – Большое советское 15 км в длину). 

 

И всё же представляется, что верна наша гипотеза.

 

Минимальный (судя по карте) волок, озвученной выше альтернативной версии, составляет более трёх километров от самых истоков мельчайших рек (то есть в реальности должен быть даже длиннее). Можно предположить, что соседство с крупными озёрами, за счёт их разливовов в период паводков и большой воды сокращает волок, но это лишь предположение, противоположной которому вполне вероятной представляется версия, что как раз в связи с этим, местность возможного перехода будет сильно заболочена.

 

Подтверждением нашей гипотезы является свидетельство одного рыбака-путешественника, интервью с которым записал научный руководитель экспедиции:

 

«Да, я в прошлом году прошёл по реке Таз. Посетил древнее городище Мангазея, прошёл по рекам Худосей и Покалькы и вышел до Красноярского края. На реке Покалькы я нашёл зарубки и кресты, по которым таскали свои кочи поморы. На Енисей не пошёл, потому что не было бензина, да и поздно уже было проходить водораздельное озеро Обь-Енисейского канала».

 

Здесь, конечно, бросается в глаза противоречие, в связи с тем, что Водораздельное озеро Обь-Енисейского канала расположено гораздо южнее, на границе Томской области и Красноярского края. Скорее всего, у респондента случилась некая аберрация, но само по себе свидетельство достаточно ценное, ведь он не мог ошибиться в таких топонимах как Таз, Худосей и Покалькы.

 

Но главное (и самое ценное свидетельство) нахождения мангазейского волока представлено в книге ведущего научного сотрудника Отдела славяно-русской археологии (заведующего группой арктической археологии), доктора исторических наук В.Ф. Старкова «Очерки истории освоения Арктики». В 1970 и 1973 гг. он являлся научным руководителем Мангазейской экспедиции НИИ Арктики и Антарктики.

 

Рассказывая о поисках волока, по которому проходит маршрут предстоящей экспедиции, В.Ф. Старков сообщает:

 

«До начала работ Мангазейской экспедиции Арктического и Антарктического НИИ местонахождение этого важного участка Енисейского хода не было известно. Дважды, в 1969 и 1973 гг. участники экспедиции предпринимали попытку отыскать его следы в междуречье Таза и Енисея. В 1973 г. поиски волока были сосредоточены на водоразделе между реками Худосей (левобережный проток р. Таз) и Верхней Баихой (правобережный приток Енисея). На узком пространстве между ними расположена заболоченная низина-урочище с характерным названием "Мокрый Волок". Она перерезана руслами рек Покаль-Кы, Перевальная, Покотоль-Кы и системой озер, среда которых наиболее крупные носят название Перевальное и Верхне-Перевальное (рис. 16). Трудно сказать, когда возникли эти гидронимы, поскольку волоковой путь на этом участке использовался в течение очень продолжительного отрезка времени после оставления Мангазеи - вплоть до начала XX в. Низина, простирающаяся в северо-восточном направлении, зажата с обеих сторон возвышенностями, достигающими высоты 100 и более метров, в силу чего простирание перевалочного участка Енисейского пути выглядит совершенно естественно».